Новости

Корпоративная стратегия и трансформация

В своем Послании, Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев объявил о проведении третей волны модернизации Казахстана. Эра развития цифровых технологий приводит к стремительному появлению новых отраслей экономики и делает другие совершенно устаревшими и не востребованными. В таких условиях компании не редко сталкиваются с рисками потери доли рынка, уменьшением темпов развития или старения бизнес-модели.

Для того, чтоб идти в ногу со временем требуется перезагрузка и глобальная «Трансформация», которая нацелена на построения технологичного, эффективного и гибкого бизнеса.

 

«Модель управления многих компаний зачастую осуществляется в ручном режиме. Поэтому когда возникает дополнительная нагрузка, такой управленческий подход приводит к снижению гибкости компании и ухудшению способности выполнять операционные задачи.»

Без единых и прозрачных правил взаимодействия могут возникать проблемы, характерные для многих компаний, а именно:

  • Вместо своевременного предупреждения неблагоприятных обстоятельств приходится работать в режиме экстренного реагирования («тушение пожаров»)
  • Топ-менеджмент вынужден вмешиваться в споры и принятие решений даже по незначительным вопросам, что дает меньше возможностей сконцентрироваться на решении стратегически важных задач
  • Внутренние процессы взаимодействия сложны и забюрократизированы. Многие сотрудники не владеют знанием того, как и что устроено в том или ином процессе, в результате чего происходит дублирование функций, увеличивается время на выполнение поставленных задач
  • Согласование важных документов (решений) крайне длительное и обычно требует подключения личных связей
  • Нежелание подчиненных брать на себя ответственность за результат, поэтому сложно определить виновника проблемы и принять соответствующие меры
  • Отсутствие необходимого контроля и, как следствие, сложности с управлением теми или иными этапами цепочки создания стоимости
  • Злоупотребления и невыполнение обязанностей на всех уровнях компании
  • Работа «по привычке» («у нас так принято»), отсутствие инициативы и прочие негативные факторы

 

«Для повышения уровня рентабельности бизнеса и построения прозрачного и конкурентоспособного бизнеса необходимо понимать не только Коммерческую стратегию компании, но и сформировать программу непрерывного совершенствования системы корпоративного управления.»

 

Сегодня будущее компаний во многом определяется качеством Корпоративного управления, которое рассматривается как один из эффективных способов повышения инвестиционной привлекательности компаний и, как следствие, улучшения инвестиционного климата в стране.

Основные области анализа для формирования программы совершенствования системы корпоративного управления:

  • Влияние коммерческой стратегии на ключевые элементы корпоративного управления. Каким образом компания должна конкурировать в своей бизнес-среде, как удовлетворять клиентов, как управлять Компанией, чтобы быть прозрачными и гибкими к изменениям рынка
  • Организационная структура и распределение полномочий, а также система мотивации и управления персоналом должны соответствовать стратегическим задачам. Система ключевых показателей эффективности (КПЭ) должна декомпозировать стратегические цели на все уровни Компании.
  • Бизнес-процессы, политики и регламенты устанавливают единые правила выполнения всех функций компании. Формализация данных документов дает четкое понимание бизнес-модели компании, что является необходимым как для сотрудников компании, так и для потенциальных инвесторов.
  • Увеличение производительности, сокращение расходов и стандартизация качества продуктов и услуг достигаются путем применения таких методик как «бережливое производство» (Lean), «системное управление качеством» (TQM) и пр., что позволяет значительно увеличить прибыль и рентабельность
  • Уровень зрелости финансовой функции определяет эффективность планирования (бюджетирования) и управления денежными средствами компании. Управленческая отчетность позволяет своевременно принимать правильные управленческие решения. Учетная политика должна соответствовать международным стандартам финансовой отчетности
  • Автоматизация бизнес-процессов и отчетности позволяет эффективнее выполнять функции компании, а также повысить их качество путем установления автоматических контролей и минимизации влияния человеческого фактора.

Как вы наверняка заметили, существует 2 схожих, однако разным по своей сути термина: ИЗМЕНЕНИЕ и ТРАНСФОРМАЦИЯ. В чем же их разница:

  • Управление изменениями (Change Management) отталкивается от прошлого, чтобы усовершенствовать то, что уже есть на данный момент
  • Трансформация же имеет точку отсчета в будущем, которая не обязательно основана на текущей ситуации

 

«Внедряя изменения Компания «уходит» от прошлого, а трансформация же ставит цель «прийти» к чему-то новому»

 

Не так давно во многих быстро развивающихся странах стали так же использовать термин СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ФОРСАЙТ. Для того чтобы трансформировать бизнес или государственный устрой осуществляется СКАНИРОВАНИЕ ГОРИЗОНТОВ развития (или вариантов будущего), а затем после проведения сценарного анализа разрабатывают Программу трансформации. Например, в Великобритании, Сингапуре, Австралии, Нидерландах на государственном уровне были созданы Центры Форсайда, которые отвечают за инновации и разработку мероприятия для управления в условиях скачкообразных изменений.

К сожалению, при трансформации бизнеса и/или системы корпоративного управления не всегда получается достигнуть поставленных целей по ряду причин: недостаток управленческих знаний; отсутствие единого понимания цели и способов трансформации; неготовность персонала к изменениям. Однако наличие данных риском не должно препятствовать развитию. Путь к успешной трансформации состоит из обязательных 8 шагов:

Шаг 1 — Создать атмосферу профессионального развития

Шаг 2 — Сформировать влиятельную команду перемен с привлечением внешних отраслевых экспертов

Шаг 3 — Определить вектор развития и разработать Программу трансформации, приоритезировав изменения по степени важности и скорости получения благоприятного эффекта

Шаг 4 — Пропагандировать новое видение и информировать работников о ключевых результатах Программы трансформации

Шаг 5 — Стимулировать участие в изменениях работников на всех уровнях

Шаг 6 — Показать «быстрые победы» и организовать процесс мониторинга эффекта от реализованных мероприятий

Шаг 7 — Организовать процесс непрерывного совершенствования

Шаг 8 — Сформировать Корпоративную культуру совершенствования

На пути трансформации каждая Компания старается использовать разные методы и инструменты, которые основаны на опыте других стран. В некоторых компаниях они прекрасно имплементируются и работают как «швейцарские часы», а для других Компаний не могут быть применимы по причине особой внутренней культуры и специфичности бизнеса. Именно поэтому нужно честно оценить уровень профессионализма работников Компании и готовности системы корпоративного для построения стабильного и уникального результат, который позволит идти в ногу со временем.

Автор: Марко Анна