Регулярное тушение пожаров при поиске финансирования, или важность планирования в управлении финансами

Автор: Андрей Бойко

«Только имея план, можно рассчитывать на сверхплановые неожиданности»

Доводилось ли Вам слышать подобные фразы от финансовых менеджеров:

  • для завершения проекта нам нужно быстро найти 3 млн. долларов;
  • поступления от продажи резко сократились и покрывают всего 40% административных расходов компании;
  • в прошлом году мы выплатили собственнику 2 млн. долларов дивидендов, а сейчас берем в банке кредит, чтобы расплатиться с подрядчиками и завершить стройку объекта?

Что в них общего? Благодаря цифрам в них можно оценить масштабы «неприятностей» для компаний. Ведь цифры имеют огромную силу, которая может как предоставить возможности, так и отображать перспективу падения даже крупных игроков своего рыночного сегмента.

«Неприятностей» можно было бы избежать в случае устранения фактора «неожиданности», что обычно решается посредствам давно известного, но все еще эффективного инструмента финансового планирования.

Главной его целью является поиск баланса между наличием финансовых ресурсов и потребностью в них, выбор оптимальных источников финансирования и взвешенное вложение средств по классическому критерию «доходность-риск».

Часто решение пойти в новый проект и развивать отдельное бизнес-направление принимается собственником компании самостоятельно, а задача финансового менеджера обеспечить наличие финансовых ресурсов.

В данном случае отрицать корректность постановки задачи акционером нет смысла. Но все ли сделал финансовый менеджер для облегчения, в первую очередь, своей жизни? Ведь подход «побежали, по ходу разберемся» – чреват все теми же «неприятностями» на любом этапе реализации проекта.

На вопрос «по каким позициям у Вас наиболее критичные отклонения в бизнес-плане?» часто приходится слышать ответ – «сложно сказать, мы бизнес-план не составляли».

Но ведь финансовая функция – это не просто умение быстро найти деньги для своевременной оплаты расходов, а наличие системы, которая позволяет планировать и управлять финансами компании.

Процесс финансового планирования должен быть постоянным. И не важно, речь идет о стратегии компании, бюджете подразделения или бизнес-плане отдельного инвестиционного проекта.

Стратегическое планирование отображает целевые ориентиры компании в горизонте 3-5 лет, а также является основой для составления оперативных финансовых планов (бюджетов), ограниченных горизонтом в 1 год, однако более детализированных и конкретизированных в расчетах.

Отдельный срез для планирования – составление бизнес-плана (технико-экономическое обоснование) инвестиционного проекта (запуска нового продукта или услуги, проведение рекламной кампании, открытие нового направления бизнеса). Он позволяет оценить экономическую целесообразность проекта, уровень рентабельности и сроки окупаемости, а также является основой для управления отклонениями в будущем.

Схематично процесс финансового планирования представлен на рисунке ниже:

Можно ли обойтись без планирования? – Конечно, и так живут очень многие. Однако компания должна уметь управлять либо принять на себя следующие риски:

  • невозможность своевременно расплатится по своим обязательствам (внезапные «кассовые разрывы»);
  • невозможность оперативно оптимизировать свою деятельность в случае существенного ухудшения рыночной конъюнктуры, возникновения кризисных явлений в экономике страны;
  • невозможность без ущерба для основной деятельности реализовывать новые инвестиционные проекты.

Безусловно, само планирование не способно уберечь компанию от кризиса в экономике, недобросовестных контрагентов или стихийного бедствия. Но именно планирование позволяет тщательно обдумать возможные риски, учесть негативные факторы влияния, «не потерять» важные статьи доходов и расходов. А это уже весомая часть успеха!

Таким образом, именно в процессе планирования финансовый менеджер определяет периоды и величину «кассовых разрывов». А значит – может заранее определить способы и инструменты их нейтрализации.

Согласитесь, «тушить пожар» намного проще, когда заранее знаешь время его возникновения и сам «объект возгорания»!

Поэтому, наш совет – начните планировать свою деятельность!

 

Андрей Бойко

Менеджер проектов

К списку новостей

Коментарии:

Комментариев ещё нет.

Оставьте ваш комментарий