Автор: Рустам Якупбаев, Анна Марко
Финансовые кризисы — неотъемлемая часть мировой экономики. Они происходят с периодичностью в несколько лет или десятилетий как локально, так и в мировом масштабе. Это своеобразный волновой механизм, экономический шторм, который безжалостно отсеивает тех, кто не может удержаться на плаву и конкурировать в экстремальных условиях. И в то же время — это мощное подспорье для роста тех, кто видит в нем не только опасности, но и возможности.
Большинство игроков рынка разрабатывают и внедряют антикризисный план действий и планируют пересматривать стратегию развития. Практически все компании нацелены на ускоренную цифровизацию своих каналов продаж и каналов взаимодействия с клиентами в ближайшем будущем.
На текущий момент антикризисные меры направлены преимущественно на сокращение операционных затрат (сокращение ФОТ, реструктуризация кредиторской задолженности, оптимизация логистической цепочки, пересмотр книги заказов и перенос части объема закупок на более поздний срок).
Каждое наступление форс-мажорных событий представляет собой 3 этапа жизненного цикла:
-
Этап экстренного реагирования
-
Кризис-менеджмент
-
Возобновление операционной деятельности
На каждом этапе владельцы бизнеса и ТОП-менеджмент так или иначе следуют базовым правилам реагирования:
Когда Правительством было принято решение о карантине и Компаниям пришлось перестраивать свою деятельность в абсолютно новый и не опробованный режим управления, многие управленцы столкнулись со следующими проблемами:
- Отсутствует команда реагирования. Все решения приходится принимает владелицу бизнеса и ТОП-менеджмент. Персонал не понимает к кому обращаться и какие решения могут быть приняты
- Не понятно продолжать ли инвестировать денежные средства в «проблемные» активы или направления
- Отсутствие инструментов организации дистанционной работы, толкает менеджмент в режиме «пожара» закупать программное обеспечение без надлежащей оценки. Меняется устойчивость ИТ-архитектуры и страдает информационная безопасность
- Отсутствие практики оценки рисков в компании приводит к непродуманным управленческим решениям. В том числе ИТ риски и риски утечки конфиденциальной информации
- В связи с хаотичным поступлением информации, относительно бизнес-среды, возможны упущения доступны гос. поддержек, а также снижение темпа роста, относительно конкурентов. Как следствие потеря доли рынка и/или банкротство
- Сокращение расходов проводится без оценки последствий в ретроспективе
- Отсутствие постоянной корректной коммуникации с персоналом влечет за собой панику (увольнения, сплетни, хищения, мошенничество, коррупция и т.д.).
К сожалению, многие компании так и не перешли на этап более или менее настроенного понятного для работников кризис-менеджмента, поэтому мы настоятельно рекомендуем применять риск-ориентированный подход к управлению, и уже сегодня активно заниматься не только оптимизацией, но диверсификацией своей деятельности.
В удаленном режиме наша команда помогает клиентам организовать их операционную деятельность в период карантина, а также проводим стресс-тестирование бизнес-модели для оптимизации и развития одновременно.
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Аудит и настройка системы корп. управления для кризис-менеджмента (срок от 1 недели)
- Анализ и организация деятельности Совета директоров (решения и участие в опер. деятельности)
- Анализ и организация деятельности Правления и ТОП-менеджмента (полномочия и области ответственности)
- Сопровождение споров и разногласий
Настройка работы команды реагирования (срок 1 неделя)
- Собеседование ключевых сотрудников и формирование команды реагирования
- Регламентация деятельности во время кризис-менеджмента
- План внутренних коммуникаций для HR
Построение системы управление рисками (до 1 месяца)
- Разработка всех инструментов риск-менеджмента
- Автоматизация (при необходимости)
- Формирование карты рисков бизнес-модели в условиях кризиса
- Формирование карты рисков ключевых бизнес-процессов в условиях кризиса
Стресс-тестирование и прогнозирование бизнес-модели (от 2-х недель)
- Анализ и оценка актуальности стратегии развития и портфеля инвест. проектов
- Анализ и оценка перспектив отрасли
- Анализ действий конкурентов в условиях кризиса
- Поиск путей диверсификации бизнеса
- Анализ рентабельности каналов продаж и диверсификация инструментов обслуживания для сокращения затрат и увеличения доходности (в т.ч. конверсии)
- Поиск альтернативных источников дохода
- Проведение стратегической сессии и определение вектора развития с пересмотром стратегии, принципов менеджмента и роли Компании внутри отрасли
- Сценарный финансовый анализ
- Актуализация стратегии развития и утверждение бизнес-модели
- Cost reduction
Комментариев ещё нет.