Автор: Заруи Агаджанян
Сегодня корпоративное управление заключается не только в организации деятельности Совета директоров (Наблюдательного совета), CEO, взаимоотношений между акционерами и соблюдением их прав, но и в эффективном взаимодействии его систем.
Система управления бизнес-процессами (СУБП) обеспечивает комплексный подход к управлению деятельностью компании, позволяя стандартизировать не отдельные функции, а целые бизнес-процессы и распределив взаимодействие людей и подразделений. На основании правильно построенной СУБП компания получает фундамент для непрерывного анализа и повышения эффективности деятельности.
Рассмотрим подробнее три модели управления бизнес-процессами:
A. Управление бизнес-процессами «в ручном режиме»,
B. Системный подход к управлению бизнес-процессами
C. Управляемая модель
A. Управление процессами «в ручном режиме»:
в отсутствии системной работы по управлению бизнес-процессами
-
- не отлажены и не регламентированы бизнес-процессы
- функционал и полномочия не распределены и не зафиксированы
- руководитель напрямую участвует в выработке большинства операционных решений
- не оценивается качество и уровень зрелости действующих процессов
- отсутствуют ключевые показатели эффективности
-
- максимальный уровень контроля за ходом процесса со стороны руководства
- эффективно как временный и единоразовый инструмент точечной корректировки процесса
По мере развития организации, а также при возникновении дополнительной нагрузки такая модель управления приводит к снижению гибкости компании и спаду эффективности операционных задач: низкой скорости выполнения процессов, увеличению количества итераций при принятии решений, излишней вовлеченности ресурсов, росту операционных затрат и рискам в связи с нечетким распределением ответственности
B. Системный подход к управлению бизнес-процессами:
О том, что в компании реализуется системный подход к управлению бизнес-процессами, можно говорить в случае, если:
-
- внедрены единые правила формализации всех бизнес-процессов
- бизнес-процессы идентифицированы, классифицированы и регламентированы
- их учет и мониторинг ведется в едином реестре
- участники процессов действуют на основании четко распределенных функций и полномочий.
Помимо того, что в компании действуют механизмы анализа эффективности и постоянного совершенствования текущих процессов, благодаря систематизации в ней подготовлен фундамент для:
-
- оперативного реагирования на изменения окружающей среды
- адаптации бизнес-процессов, на которые подобные изменения влияют
- выявления необходимости изменений в связанных процессах
- реорганизации деятельности всех вовлеченных участников
-
- не исполнение принципов внутреннего контроля в случае отсутствия выделенной роли процессного аналитика
- по каждому бизнес-процессу компании необходимо провести полный и сложный цикл его регламентации
- бизнес-процессы перенесены на «бумагу» в соответствии с принятыми стандартами, однако не учтена их актуальность и функциональность
С. Управляемая модель
Речь идет о «смешанном» типе управления, когда определены, стандартизированы и регламентированы базовые инструменты, «пилотируются» новые корпоративные инструменты, однако основная часть ключевых, а также не стандартных бизнес-процессов управляются непосредственно руководителем в операционном режиме. Такая модель обычно встречается в компаниях, которые находятся на этапе активного развития и/или перехода на новую бизнес-модель.
Стоит отметить, что эффективность СУБП может значительно снижаться ввиду отсутствия культуры подобного управления. Ведь даже самыми досконально организованными процессами необходимо управлять, используя соответственно внедренные механизмы. А такая деятельность напрямую зависит от изменений в умах персонала, и иногда требуется достаточно долгое время, чтобы руководители и сотрудники стали думать и работать по-новому. Если в период внедрения процессного подхода владельцы бизнеса и топ-менеджмент не уделяют введению культуры процессного управления должного внимания, то СУБП вряд ли будет успешно создана.
Опыт передовых компаний показывает, что основой для успешного и долгосрочного внедрения процессного подхода является формирование определенной культуры управления на всех уровнях организации:
Фундамент для построения такой культуры заложен в самих принципах СУБП:
- комплексность управления – бизнес-процессы должны быть взаимосвязаны между собой и охватывать всю деятельность компании
- клиентоориентированность – в СУБП выделяются сквозные бизнес-процессы, ориентированные на удовлетворение потребности внутренних и внешних заинтересованных сторон
- персонализация ответственности за конечный результат – у каждого бизнес-процесса есть только один владелец, отвечающий за качество процесса и достижение целевых показателей эффективности
- стандартизация – использование единых правил моделирования бизнес-процессов
- оптимальность – бизнес-процессы компании должны быть регламентированы с детализацией, достаточной для понимания схемы взаимодействия всеми участниками.
Действуя в комплексе, данные принципы обеспечивают:
- распределение ответственности, определение владельцев и участников бизнес-процессов, структурирование функций и полномочий, а самое главное – порядок их взаимодействия.
- единые правила управления, исполнения и оценки бизнес-процессов и повышение качества результатов бизнес-процессов,
- создание единого механизма контроля и организацию непрерывного совершенствования бизнес-процессов
- контроль и учет бизнес-процессов в едином перечне – реестре бизнес процессов.
Основными этапами построения СУБП являются:
- Формирование целевой модели управления
-
- диагностика действующей системы управления
- разработка концепции корпоративной системы управления БП
2. Описание и создание системы
-
- разработка методологической базы – внутренних документов, регулирующих СУБП
- обучение персонала целевой модели СУБП
- формирование единого реестра бизнес- процессов
- идентификация и регламентация всех бизнес-процессов компании
3. Непрерывное усовершенствование
-
- мониторинг эффективности СУБП
- определение потенциальных зон для оптимизации процессов
- реализация мероприятий по улучшению процессов
«Эффект от Business Process Management проявляется в сокращении трудозатрат и сроков проведения бизнес-операций. Кроме того, становится гораздо прозрачнее ответственность за результат участников процесса – за счет введения объективного контроля, KPI и нормативов» Артем Натрусов, Евраз (© Логика BPM и TAdviser)
Ключевые цели СУБП
Три самые популярные цели, ради которых описываются бизнес-процессы: автоматизация, оптимизация и стандартизация бизнес-процессов, которые будут рассмотрены более детально в следующих статьях.
Комментариев ещё нет.